Консультация для педагогов: «Использование фразового конструктора в развитии связной речи детей»

Связная речь играет важную роль в процессе общения детей друг с другом и со взрослыми, в их обучении и воспитании.

В соответствии с программой дети средней группы (4-5 лет) при нормальном речевом развитии могут:

-осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

-подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки , драматизировать отрывки из знакомых произведений;

-рассказывать невероятные истории;

-активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).

Дети с тяжелыми нарушениями речи, без сомнения, имеют серьезные проблемы в коммуникации. Эти проблемы, с одной стороны, связаны с нехваткой объема словаря, а с другой стороны, с неумением грамматически правильно построить свое высказывание.

В работах многих авторов (В.К.Воробьевой, Л.И.Ефименковой, Н.А.Чевелевой, Т.А.Ткаченко, Т.Б.Филичивой и др.) предлагаются методики и технологии формирования связной речи, основанные на выстраивании связного высказывания с помощью зрительных образов (предметных картинок), стимульных символов, из которых составляются схема предложения и план рассказа.

Но, кроме выше перечисленных приемов, в своей работе учителя-дефектологи часто используют пособие « фразовый конструктор». Ценность этого пособия в том, что дети не только повторяют фразы, произнесенные педагогом или другими детьми, а конструируют предложения сами или по образцу педагога. Дети с удовольствием вовлекаются в деятельность по конструированию предложений.

«Фразовый конструктор» представляет собой основу с прорезями, куда вставляются полоски со схемами или картинками, необходимыми для построения предложений.

Благодаря использованию «фразового конструктора» занятия по развитию связной речи перестали быть скучными, дети вовлечены в деятельность по конструированию предложений, ускорился процесс введения в речь предлогов. Визуализация предложений помогает воспроизводить предложения даже по отдельным опорным карточкам, а также помогает развивать планирующую функцию речи при составлении аналогичных высказываний.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.