Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста

Совершенствование связной речи дошкольников в разных видах деятельности. Обучение детей рассказыванию

Совершенствование связной речи дошкольников в разных видах деятельности. Обучение детей рассказыванию.

Развитие связной речи занимает одно из главных мест в подготовке ребёнка к школе. Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Задачей развития речи является формирование речевой компетентности, т. е. умения детей пользоваться соответствующими языковыми средствами в различных ситуациях речевого общения. Между тем из всех речевых умений, которыми ребёнок овладевает в детском саду, самым сложным является умение рассказывать

Задачи по развитию связной речи решаются в неделимом комплексе с задачами по обогащению и активизации словаря, формированию грамматического строя речи, воспитанию звуковой культуры речиСвязная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. Связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребёнок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.

Речевые задачи присутствуют и решаются на занятиях всех направлений развития. На занятиях по математике активизируется словарь, развивается пояснительная, доказательная речь. Умение составлять описание природы или внешнего вида животных, сравнивать явления и объекты природы формируется на занятиях по окружающему миру. При знакомстве с социальным миром дети также учатся описывать объекты, рассказывать о труде людей, своём городе, стране. Совместная деятельность педагогов, воспитателей и детей должна быть организована так, чтобы речевые задачи решались постоянно – в беседах, наблюдениях, дидактических, сюжетно-ролевых играх на занятиях в группе, на прогулке, на развивающих занятиях с педагогами.

Владение связной монологической речью – высшее достижение речевого воспитания дошкольников.

При обучении детей рассказыванию рекомендуется использовать разные виды упражнений.

1. Оречевление ряда последовательно выполненных действий.

Организуется игровая ситуация, в которой принимают участие взрослый и дети (можно привлечь игровой кукольный персонаж.) Один из детей – ведущий. Ему тихо даётся несколько заданий, которые он выполняет в заданной последовательности. Другой ребёнок, внимательно следя за серией действий, запоминает их, а потом рассказывает об увиденном. В процессе игры возможен диалог типа:

— Кому давались задания

— Откуда встал Ваня? Куда он пошёл?

— Что Ваня взял с верхней полки, а что с нижней?

— Куда он отнёс маленький синий мячик? И т. д.

2. Составление предложений с использованием фланелеграфа. Объединение этих предложений в рассказ.

Играют дети (1-2) и взрослый. Дети отбирают несколько персонажей (мама, папа, девочка, мальчик и бабушка) и предметы с которыми будут манипулировать их «герои» (книга, гамак, удочка, мяч, клубок с нитками).На фланелеграфе оформляются разные ситуации, о которых рассказывают дети. Затем с помощью наводящих вопросов взрослого дети составляют рассказ. Вначале основную роль при составлении рассказа играет взрослый, а затем под его руководством дети самостоятельно составляют небольшие рассказы.

3. Составление рассказа по серии картинок (затем по одной картинке).

Подготовительная работа включает в себя прослушивание рассказа, читаемого ребёнку. По прочтении рассказа полезно предложить выбрать и разложить в нужной последовательности соответствующие картинки. При этом важно помочь ребёнку осмыслить взаимосвязь событий. Ребёнку задаётся серия вопросов, с помощью которых определяется, что было в рассказе сначала, потом и чем всё закончилось.

Упражнения с деформированными предложениями помогают ребёнку отличить законченную мысль от беспорядочного набора слов, находить логические связи между 2-3 фразами. Первоначально дети должны придать им правильную форму, а затем, опираясь на предложенную сюжетную картинку, составить рассказ.

Для активизации речи детей, развития навыков самостоятельной речи широко используются сюжетные картинки. Серии картинок, являясь как бы планом рассказа, помогают ребёнку наглядно установить последовательность различных эпизодов, выделить основное в сюжете рассказа. Серии сюжетных картинок помогают продолжить работу над лексическим материалом. Они имеют также воспитательное и познавательное значение. Нужно, чтобы сюжеты картинок были близки и понятны детям, а картинки – просты по композиции, красочно оформлены.

4. Составление рассказов-описаний.

Процессу обучения детей различным видам рассказов-описаний предшествует большая работа по сравнению предметов. К. Д. Ушинский писал о том, что сравнение является основой всякого понимания и мышления, что мир познаётся через сравнение. Сравнение активизирует мысль детей, направляет внимание на отличительные и сходные признаки предметов, способствует повышению речевой активности. Поэтому как только ребёнок познакомится с 2-3 новыми предметами, его надо учить их сравнивать. Во время такого занятия сравниваемые предметы (картинки) находятся обязательно перед детьми. Сначала дети должны определять различие между предметами по их характерным признакам, а затем перейти к сходным. «За сравнением предмета должно следовать описание предмета, извлекаемое из сравнения» (Ушинский). На первых занятиях обязательным является описание предметов, данных как образец, а затем такими образцами будут лучшие рассказы самих детей. Каждому такому рассказу предшествует вопросный план или схема — описание (Ткаченко).

5. Пересказ текстов и литературных произведений.

Пересказ помогает совершенствовать речевые навыки, развивает внимание ребёнка и его мышление. При подборе текстов важно учитывать индивидуальные, возрастные и интеллектуальные возможности детей. Словарная работа проводится до чтения текста, трудные слова объясняются и проговариваются всеми детьми и индивидуально. Перед чтением рассказа может быть устроена небольшая вводная беседа, подводящая детей к содержанию произведения. Установка на пересказ текста даётся после первого чтения. Когда дети прослушали рассказ, задаются вопросы, чтобы выяснить, понятно ли его содержание.

Различные виды пересказа на разных ступенях обучения могут варьироваться.

I. Взрослый пересказывает, а ребёнок (в зависимости от своих возможностей) вставляет необходимое слово или предложение.

II. Ребёнок пересказывает, как правило, с большими паузами, а взрослый своими вопросами направляет его мысль и помогает лучше изложить и грамматически правильно оформить предложение.

III. Перед началом пересказа даётся короткий план рассказа, что помогает детям собраться с мыслями и направить пересказ в нужное русло.

IV. Пересказ организуется «по цепочке», когда один ребёнок начинает пересказывать, а другой продолжает, следующий заканчивает. Этот вид работы помогает выработать у детей устойчивое внимание, умение слушать товарища и следить за его речью.

V. Часто употребляется пересказ в лицах, типа простой драматизации. Этот вид работы очень нравится детям, так как близок к игровому. В то же время он помогает вникнуть в содержание образа, передать интонационно характер действующих лиц.

В качестве примера приведу план работы со сказкой Сутеева «Под грибком».

1) Знакомство со сказкой

2) Просмотр мультфильма

3) Пересказ сказки

4) Пересказ по ролям

5) Пересказ по ролям с использованием игрушек

6) Пересказ по ролям с использованием элементов костюмов (шапочки, маски).

Одним из современных методов развития связной речи у детей является «Метод мнемотехники» — искусство запоминания с помощью картинок-схем. Подробную информацию о применении этого метода можно получить на сайте «Болтунишка» или пособии Т. Б. Полянской «Использование метода мнемотехники».

Самым сложным видом работы по обучению детей монологической речи является творческое рассказывание. Данный вид работы помогает развивать умение детей самостоятельно продумывать содержание рассказа, логически его выстраивать, в соответствии с замыслом выражать в языковой форме.

Существуют различные варианты творческого рассказывания.

• Придумывание продолжения и завершения рассказа.

• Придумывание рассказа по плану воспитателя.

• Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем.

• Составление рассказа на основе личного опыта по аналогии с услышанным.

• Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему – самый сложный вид рассказывания. Чаще проводится под девизом«Кто придумает самую интересную сказку».

Хорошим толчком для развития детского речевого творчества является создание альбомов детских рассказов, групповых или личных, семейных.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что развитие связной речиобучение рассказыванию оказывает положительное влияние на все стороны развития дошкольников, на их речевую подготовку для дальнейшего обучения в школе.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.