Правила безопасного поведения на проезжей части

ПРАВИЛА  БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ

Дорога ребенка в  детский сад  и обратно – идеальный способ не только давать ему знания, но и формировать у него навыки безопасного движения на улице.  Вот почему родители должны как можно чаще сопровождать ребенка на улице, соблюдая следующие обязательные требования:

  • из дома выходите заблаговременно, так, чтобы ребенок при­выкал идти по улице  не спеша;
  • перед переходом проезжей части обязательно остановитесь; переходите дорогу размеренным шагом без какой-либо спешки, часто дети не поспевает за родителями, которые идут «своим» шагом и бегут рядом; следите, чтобы ребенок шел в своем темпе;
  • приучите детей переходить проезжую часть только на пе­шеходных переходах и перекрестках;

 

  • никогда не выходите на проезжую часть из-за стоящего транспорта и других предметов, закрывающих вам обзор: сто­ящий на остановке транспорт нельзя обходить ни сзади, ни спере­ди; необходимо отойти от него до ближайшего перекрестка или пешеходного перехода и только там перейти проезжую часть;
  • увидев трамвай, троллейбус, автобус, стоящий на противо­положной стороне, не спешите и не бегите; приучите ребенка поступать так же, объясните, что это опасно и лучше подождать следующего транспорта;
  • выходя на проезжую часть, прекращайте посторонние разго­воры с ребенком; он должен привыкнуть, что при переходе не надо отвлекаться, а необходимо сосредоточить все внимание только на дорожной обстановке.
  • переходите улицу строго под прямым углом: это позволит лучше контролировать движение автомобилей и более быстро покинуть проезжую часть;
  • там, где есть светофор, переходите проезжую часть только на зеленый сигнал, предварительно обязательно убедитесь в безо­пасности перехода; ребенок должен привыкнуть, что на красный и желтый свет не переходят дорогу, даже если нет автомобилей;
  • при переходе и на остановках общественного транспорта крепко держите ребенка за руку, так как он может неожиданно выбежать на проезжую часть;
  • из автобуса, троллейбуса, трамвая, автомобиля выходите пер­выми, впереди детей; в противном случае малыш может упасть, а ребенок постарше выбежать в этот момент из-за стоящего транс­порта на проезжую часть дороги; не допускайте, чтобы ребенок переходил или перебегал дорогу впереди вас — этим вы при­учите его не смотреть по сторонам;
  • привлекайте ребенка к участию в наблюдении за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которых надо остере­гаться, которые готовятся поворачивать или едут с большой ско­ростью (их надо пропустить), которые вы заметили издали; под­черкивайте свои движения, находясь с ребенком: «я поворачи­ваю голову для осмотра улицы; смотрю за движением машин; смотрю, свободна ли дорога» и т.д.;
  • покажите безопасный путь в детский сад, школу, магазин;
  • следите за тем, чтобы ребенок катался на велосипеде только на детской или спортивной площадке и не вблизи дорог и на проезжей части улицы.

ПОМНИТЕ! Никогда в присутствии ребенка не нарушайте  ПДД — плохой пример заразителен, а ребенок обучается прави­лам безопасного поведения на проезжей части прежде всего на вашем примере.

Обучая ребенка грамотному переходу улицы, объясните ему, что необходимо строго, поэтапно соблюдать следующие правила.

♦       Найдите безопасное место. Не всегда рядом есть пешеходный переход. Главное, чтобы место для перехода отличалось хорошим обзором: рядом не было поворотов, стоящих машин и других помех для осмотра.

♦       Остановитесь на тротуаре возле обочины. Всегда нужно делать остановку, паузу для наблюдения и оцен­ки ситуации. Никогда не выходите, а тем более не выбегайте на дорогу с ходу.

♦       Прислушайтесь и осмотритесь. Прислушаться — значит «выбросить» из головы посторонние мысли. Помните, что транспорт, представляющий опасность, мо­жет быть скрыт; осмотритесь, поверните голову влево и вправо.

♦       Если видите приближающийся транспорт, дайте ему проехать. Всегда пропускайте движущийся автомобиль. И помните: замедленно едущей машиной, может быть скрыта другая; поэтому, пропустив транспорт, снова посмотрите по сторонам.

♦       Если поблизости нет транспортного средства, переходите доро­гу под прямым углом. Нет поблизости — значит, нет ни приближающегося, ни сто­ящего, т.е. ничто не мешает обзору и не угрожает вашей жизни.

♦       Продолжайте внимательно смотреть и прислушиваться, пока не
перейдете дорогу.

Смотреть по сторонам при переходе надо неоднократно, ведь обстановка на дороге может измениться: внезапно появится авто­мобиль или транспорт, ехавший прямо, вдруг повернет.

Может так случиться, что обзор будет закрыт, а перейти надо именно в этом месте (например, на пешеходном переходе стоит неисправная машина): в этом случае подойдите к дороге, помня, что обзор ограничен, приостановитесь, осторожно выглянете (что там, за стоящей машиной?) и, если есть опасность, спокойно отойдите назад.

Существовали ли в Древнем Риме правила дорожного движения?

«Нет, конечно», — скажет любой современный человек. Ведь тогда не было трамваев, троллейбусов и, главное, автомобилей, а только с появлением на дорогах большого количества этих средств передви­жения и стали необходимы Правила дорожного движения».

Скажет и очень удивится, узнав, что еще Юлий Цезарь, выдающийся полково­дец и политический деятель, ввел в употребление древнеримские Пра­вила дорожного движения. Оказывается, уже тогда возникали про­блемы уличных «пробок» и мест для стоянки транспортных средств.

Правила Юлия Цезаря, конечно, были еще несовершенны и сильно отличались от современных, но кое-что из них используется и сейчас. Например, для борьбы с заторами на некоторых улицах было введено одностороннее движение. С восхода солнца и до конца «рабочего дня» (т. е. примерно за 2 часа до его захода) запрещался проезд по Риму колесниц, экипажей, повозок частных владельцев. А иногород­ние владельцы любого транспорта вообще должны были оставлять его за чертой города и передвигаться по Риму пешком или в наемных паланкинах (что-то вроде такси).

Чтобы правила действительно соблюдались, была создана специ­альная служба (вроде нашей Госавтоинспекции). В основном в нее набирались бывшие пожарные. Древнеримские регулировщики долж­ны были, главным образом, не допускать решения споров между «во­дителями» транспортных средств с помощью кулаков.

Но часть перекрестков оставалась нерегулируемой, гак как регули­ровщиков было немного, гораздо меньше, чем перекрестков, а светофо­ров еще не существовало. Знатные вельможи и богачи нашли для себя способ решения транспортных проблем на таких перекрестках: они высылали вперед скороходов, которые перекрывали движение на перекрестках и обеспечивали свободный проезд своим хозяевам.

«Стопинг»

У каждого ребенка есть привычка небрежного, «неответ­ственного» наблюдения. Это означает, что дети наблюдают как бы между делом, могут, например, попятиться, т.е. сделать, не глядя, шаг назад, или внезапно побежать, куда глаза глядят. И, что самое опасное, часто смело выходят или выскакивают из-за раз­ных предметов, которые мешают обзору (кустов, деревьев, забо­ров, углов домов, стоящих машин).

Поэтому, начиная с раннего возраста, формируйте у них привыч­ку фиксировать остановку перед тем, как выйти на проезжую часть; в некоторых странах это действие называется «стопинг». Повторите его с ребенком много раз, поясняя необходимость остановки специ­ально для наблюдения. Неоднократно демонстрируйте ему переход с быстрого шага или даже бега на размеренный (хотя и не медлен­ный) шаг при переходе улицы. При этом объясните, что, когда чело­век бежит, он по сторонам не смотрит. Повернуть голову на бегу для осмотра и трудно, и просто опасно — можно упасть. А при движе­нии шагом, имея опору на обе ноги, человек без труда повернет голову и вправо и влево. Обязательно сделайте остановку, сходя с тротуара на проезжую часть, и всегда переходите дорогу только раз­меренным шагом — это две важные привычки безопасного поведе­ния, которые необходимо привить дошкольнику. Но самая опасная тенденция — выбегание или выход на дорогу из-за мешающих обзору предметов. Статистика показывает, что каждый третий ребенок из числа пострадавших в ДТП выбежал на дорогу из-за стоящего автомобиля! При этом больше всего слу­чаев связано с автобусом: каждый седьмой ребенок попал под машину, выбежав спереди стоящего автобуса, каждый двадца­тый — сзади, не видя автомобиля, приближающегося справа.

Ваша задача сформировать у детей привычку обязательно ос­танавливаться перед переходом проезжей части, оценивать ситуа­цию и только тогда переходить. Улица для маленького человека — сложный, коварный, обманчивый мир, полный скрытых опасно­стей. Научите ребенка безопасно жить в нем.

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.